«Величие Наполеона заключалось еще и в том, что всегда и везде … он был одинаков, твердо стоял на ногах, непоколебимо уверенный и знающий, что теперь следует делать …» [И.В. Гете]
Нет, речь далее пойдет не о дерзких наполеоновских планах. Но любой педагог, начинающий новое дело, мечтает о том, чтобы твердо стоять на ногах и быть уверенным в целесообразности своего «ноу-хау». Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществляемую систему коммуникативного иноязычного образования.
Сегодня в образовании происходят серьезные изменения, в частности, в подходах к обучению. Проблема воспитания толерантной личности, готовой к жизни в открытом обществе, к уважительному диалогу культур, становится весьма актуальной, вследствие чего мы говорим о необходимости поликультурного образования как одной из главных составляющих современного образования. Диалог культур (межкультурная коммуникация) невозможен без знания иностранного языка. Обучение языку, основанное на ознакомлении с культурными и социальными ценностями, служит главным средством взаимопонимания между народами. Вот почему национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает, прежде всего, практическое овладение иностранным языком, приобщение к мировой культуре. Отсюда формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в контексте поликультурного образования становится превалирующим.
Что же следует понимать под термином «коммуникативная компетенция»? По мнению профессора «Еврошколы» (г. Москва) В.В. Сафоновой коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Большое значение в процессе речевого развития школьников придается совершенствованию умений, обеспечивающих построение связного высказывания, таких, как умение отбирать необходимый материал, систематизировать его, подбирать языковые средства с учетом целесообразности их использования в определенной речевой ситуации.
Однако наблюдения за учебным процессом позволяют говорить об отсутствии комплексного педагогического подхода, направленного на системное развитие коммуникативных навыков. Об этом говорят трудности, которые учащиеся испытывают при построении высказываний, при налаживании конструктивного диалога.
Все это свидетельствует об актуальности избранной нами темы, которая связана, прежде всего, с государственным и социальным заказами, с формированием личностных качеств в осуществлении речевого развития учащихся.
Новизна исследования заключается в следующем: предложена целостная методическая система формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на базе опережающего усвоения учебного материала, максимального использования «живой речи» на уроке, с учетом включения учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету «Немецкий язык».
Методическая система базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий и коммуникативный характер обучения, способствующий познавательной активности учащихся, формированию потребности к саморазвитию и самореализации в области иностранного языка.
Для успешной реализации подходов принципиально значимым становится овладение учителем современными образовательными технологиями, такими, как технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, технология опережающего развития В.В. Сафоновой, технология проблемного обучения И.Я. Лернера, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, педагогика сотрудничества Ш.А. Амонашвили, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации Л.С. Выготского и др.
Целью нашего исследования мы видим « формирование культурной социально активной языковой личности школьника …, открытой для взаимодействия с окружающим миром, обладающей способностью осуществлять коммуникативную деятельность и легко интегрироваться в культурно-образовательное пространство …» [Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009]
Реализация поставленной цели требует решения прагматических задач.
В области образования: 1. Совершенствовать владение языковой, речевой и социокультурной компетенциями как составляющими коммуникативной компетенции;
В области воспитания: 1. Формировать положительное отношение к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, способствовать развитию взаимопонимания, толерантности. 2. Формировать понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество.
В области развития: 1. Развивать языковые, интеллектуальные и познавательные способности учащихся. 2. Развивать способность и готовность вступать в иноязычное общение, потребность в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
В контексте коммуникативно-деятельностного подхода наиболее существенными принципами обучения становятся следующие: коммуникативно-когнитивный принцип, принцип ориентированности на личность ученика, принцип межкультурного обучения, принцип обучения в социальном контексте, интегративности, принцип конструктивности и ситуативности, принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. Комплексная реализация этих принципов находит отражение в личностно-ориентированном и деятельностном характере содержания методической системы.
Итоги апробации материалов были представлены в виде доклада на международной конференции «Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся в контексте поликультурной образовательной среды» 17.11.2010 , на мастер-классах для слушателей курсов повышения квалификации КИПК и ПРО в 2007 г., через публикации собственной методической системы и ее компонентов в международном сборнике «Ресурсы развития современного урока: материалы XI международной научно-практической конференции, 14 – 16 октября» 2008 года и журнале «Образование в Кировской области» №1 2011 г., в публичной презентации профессиональному сообществу на муниципальном уровне, Управляющему Совету Лицея №9, а также в процессе работы автора в качестве учителя немецкого языка в МОУ Лицей №9 г. Слободского Кировской области.
Методическая система предполагает:
1) углубленное изучение отдельных тем, особенно актуальных для эффективного осуществления диалога (полилога) культур;
2) насыщенную лексическую наполняемость тем, имеющую опережающий характер. При этом для освоения отбирается современный языковой материал, практически необходимый для межкультурной коммуникации, в том числе интернациональная лексика;
3) максимальное насыщение урока так называемой «живой речью».
Мы имеем в виду спонтанную, неподготовленную речь учащихся, удельный вес которой на традиционном уроке иностранного языка становится недостаточным.
4) обращение особого внимания на лингвострановедческий материал, который не всегда присутствует в достаточном объеме в современных учебно-методических комплектах;
5) систематическое включение в урок образных сравнений, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, осуществление знакомства с традициями, нравами и обычаями других стран, что, на наш взгляд, является основой поликультурного образования учащихся;
6) использование нестандартных форм уроков (урок-лекция, урок-путешествие, урок брейн-ринг, видео-урок, урок-защита проекта, урок-экскурсия и др.);
7) организацию самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и взаимоконтроля, работы в группах и парах, в том числе сменного состава;
8) организацию проектной деятельности учащихся.
Так, в 2008 г. наш проект «Откроем свою малую родину миру» занял I место в областном конкурсе проектов на немецком языке. Как мы знаем, поликультурное образование предусматривает не только освоение лингвострановедческих знаний, но и формирование навыков представления адекватного социокультурного портрета России и малой родины. Проект включает в себя стихотворение о Слободском и презентацию туристского маршрута, знакомящего на немецком языке с историей, культурными достопримечательностями, промышленностью города;
10) внеклассную работу по предмету, направленную на усвоение как языкового, так и информативного материала, на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся.
Для этого организуются различные конкурсы, спектакли. Например, спектакль «Мы учим немецкий! Мы говорим по-немецки! Мы поем по-немецки! Мы шутим по-немецки!» занял I место в областном конкурсе внеклассных мероприятий «Поликультурное образование и патриотическое воспитание учащихся средствами предмета «Иностранный язык» в 2010 г.
Любая инновационная деятельность влияет и на самого педагога. Применение коммуникативной методики, предполагающей, прежде всего, развитие устной речи, требует от педагога высокой квалификации в преподавании иностранного языка. Автор данного исследования работает в следующих направлениях:
- ежегодное участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства
(2009 г. - международный грант на стажировку в Берлинском Гете - институте, Германия в результате победы во Всероссийском конкурсе методических разработок урока);
- мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации КИПК и ПРО;
- обобщение педагогического опыта в форме открытых уроков, выступлений, публикаций и т.д.
Нет, речь далее пойдет не о дерзких наполеоновских планах. Но любой педагог, начинающий новое дело, мечтает о том, чтобы твердо стоять на ногах и быть уверенным в целесообразности своего «ноу-хау». Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществляемую систему коммуникативного иноязычного образования.
Сегодня в образовании происходят серьезные изменения, в частности, в подходах к обучению. Проблема воспитания толерантной личности, готовой к жизни в открытом обществе, к уважительному диалогу культур, становится весьма актуальной, вследствие чего мы говорим о необходимости поликультурного образования как одной из главных составляющих современного образования. Диалог культур (межкультурная коммуникация) невозможен без знания иностранного языка. Обучение языку, основанное на ознакомлении с культурными и социальными ценностями, служит главным средством взаимопонимания между народами. Вот почему национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает, прежде всего, практическое овладение иностранным языком, приобщение к мировой культуре. Отсюда формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в контексте поликультурного образования становится превалирующим.
Что же следует понимать под термином «коммуникативная компетенция»? По мнению профессора «Еврошколы» (г. Москва) В.В. Сафоновой коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Большое значение в процессе речевого развития школьников придается совершенствованию умений, обеспечивающих построение связного высказывания, таких, как умение отбирать необходимый материал, систематизировать его, подбирать языковые средства с учетом целесообразности их использования в определенной речевой ситуации.
Однако наблюдения за учебным процессом позволяют говорить об отсутствии комплексного педагогического подхода, направленного на системное развитие коммуникативных навыков. Об этом говорят трудности, которые учащиеся испытывают при построении высказываний, при налаживании конструктивного диалога.
Все это свидетельствует об актуальности избранной нами темы, которая связана, прежде всего, с государственным и социальным заказами, с формированием личностных качеств в осуществлении речевого развития учащихся.
Новизна исследования заключается в следующем: предложена целостная методическая система формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на базе опережающего усвоения учебного материала, максимального использования «живой речи» на уроке, с учетом включения учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету «Немецкий язык».
Методическая система базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий и коммуникативный характер обучения, способствующий познавательной активности учащихся, формированию потребности к саморазвитию и самореализации в области иностранного языка.
Для успешной реализации подходов принципиально значимым становится овладение учителем современными образовательными технологиями, такими, как технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, технология опережающего развития В.В. Сафоновой, технология проблемного обучения И.Я. Лернера, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, педагогика сотрудничества Ш.А. Амонашвили, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации Л.С. Выготского и др.
Целью нашего исследования мы видим « формирование культурной социально активной языковой личности школьника …, открытой для взаимодействия с окружающим миром, обладающей способностью осуществлять коммуникативную деятельность и легко интегрироваться в культурно-образовательное пространство …» [Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009]
Реализация поставленной цели требует решения прагматических задач.
В области образования: 1. Совершенствовать владение языковой, речевой и социокультурной компетенциями как составляющими коммуникативной компетенции;
В области воспитания: 1. Формировать положительное отношение к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, способствовать развитию взаимопонимания, толерантности. 2. Формировать понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество.
В области развития: 1. Развивать языковые, интеллектуальные и познавательные способности учащихся. 2. Развивать способность и готовность вступать в иноязычное общение, потребность в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
В контексте коммуникативно-деятельностного подхода наиболее существенными принципами обучения становятся следующие: коммуникативно-когнитивный принцип, принцип ориентированности на личность ученика, принцип межкультурного обучения, принцип обучения в социальном контексте, интегративности, принцип конструктивности и ситуативности, принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. Комплексная реализация этих принципов находит отражение в личностно-ориентированном и деятельностном характере содержания методической системы.
Итоги апробации материалов были представлены в виде доклада на международной конференции «Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся в контексте поликультурной образовательной среды» 17.11.2010 , на мастер-классах для слушателей курсов повышения квалификации КИПК и ПРО в 2007 г., через публикации собственной методической системы и ее компонентов в международном сборнике «Ресурсы развития современного урока: материалы XI международной научно-практической конференции, 14 – 16 октября» 2008 года и журнале «Образование в Кировской области» №1 2011 г., в публичной презентации профессиональному сообществу на муниципальном уровне, Управляющему Совету Лицея №9, а также в процессе работы автора в качестве учителя немецкого языка в МОУ Лицей №9 г. Слободского Кировской области.
Методическая система предполагает:
1) углубленное изучение отдельных тем, особенно актуальных для эффективного осуществления диалога (полилога) культур;
2) насыщенную лексическую наполняемость тем, имеющую опережающий характер. При этом для освоения отбирается современный языковой материал, практически необходимый для межкультурной коммуникации, в том числе интернациональная лексика;
3) максимальное насыщение урока так называемой «живой речью».
Мы имеем в виду спонтанную, неподготовленную речь учащихся, удельный вес которой на традиционном уроке иностранного языка становится недостаточным.
4) обращение особого внимания на лингвострановедческий материал, который не всегда присутствует в достаточном объеме в современных учебно-методических комплектах;
5) систематическое включение в урок образных сравнений, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, осуществление знакомства с традициями, нравами и обычаями других стран, что, на наш взгляд, является основой поликультурного образования учащихся;
6) использование нестандартных форм уроков (урок-лекция, урок-путешествие, урок брейн-ринг, видео-урок, урок-защита проекта, урок-экскурсия и др.);
7) организацию самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и взаимоконтроля, работы в группах и парах, в том числе сменного состава;
8) организацию проектной деятельности учащихся.
Так, в 2008 г. наш проект «Откроем свою малую родину миру» занял I место в областном конкурсе проектов на немецком языке. Как мы знаем, поликультурное образование предусматривает не только освоение лингвострановедческих знаний, но и формирование навыков представления адекватного социокультурного портрета России и малой родины. Проект включает в себя стихотворение о Слободском и презентацию туристского маршрута, знакомящего на немецком языке с историей, культурными достопримечательностями, промышленностью города;
10) внеклассную работу по предмету, направленную на усвоение как языкового, так и информативного материала, на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся.
Для этого организуются различные конкурсы, спектакли. Например, спектакль «Мы учим немецкий! Мы говорим по-немецки! Мы поем по-немецки! Мы шутим по-немецки!» занял I место в областном конкурсе внеклассных мероприятий «Поликультурное образование и патриотическое воспитание учащихся средствами предмета «Иностранный язык» в 2010 г.
Любая инновационная деятельность влияет и на самого педагога. Применение коммуникативной методики, предполагающей, прежде всего, развитие устной речи, требует от педагога высокой квалификации в преподавании иностранного языка. Автор данного исследования работает в следующих направлениях:
- ежегодное участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства
(2009 г. - международный грант на стажировку в Берлинском Гете - институте, Германия в результате победы во Всероссийском конкурсе методических разработок урока);
- мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации КИПК и ПРО;
- обобщение педагогического опыта в форме открытых уроков, выступлений, публикаций и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий