Способы организации индивидуальной самостоятельной работы старшеклассников над иноязычной лексикой
Выступление с международной научно-практической конференции
14-16 октября 2008 г. в г. Москве.
14-16 октября 2008 г. в г. Москве.
В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обучения иностранному языку на начальной ступени, где закладываются основы речевых умений и навыков на весьма ограниченном материале. Иначе обстоит дело с преподаванием иностранного языка на старшей ступени обучения. Трудностей в работе со старшеклассниками много. Одна из таких трудностей – повышение эффективности обучения в школе, во многом зависящее от решения проблемы развития активности и самостоятельности обучающихся. Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, заключается в том, чтобы дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук, пробудить и воспитать у них стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, развить умения самостоятельно пополнять их и применять на практике, так как именно в самостоятельной работе над материалом проявляется высокая степень интеллектуальной активности личности.
Вышесказанное относится к изучению иностранного языка в средней школе, в особенности к тем его аспектам, которые являются наиболее сложными для усвоения. К их числу относится и лексический материал. Работа над ним, как правило, связана с целым рядом разъяснений, направленных на то, чтобы предупредить ошибки лексико-семантического характера. Нередко приходится видеть, как учитель вынужден значительную часть времени на уроке тратить на уточнение какого-либо значения слова, на отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях. На употребление же слов в речи времени практически не остается.
Одним из путей устранения выявленных недостатков является совершенствование подачи и отработки лексического материала, организация управляемой самостоятельной деятельности учащихся, при учете их индивидуално-психологических особенностей.
Решая данную проблему, необходимо выявить, что может входить в содержание индивидуальной самостоятельной работы над лексикой на завершающей стадии обучения и какие задания учитель может предложить учащимся.
Существуют различные методические способы организации самостоятельной работы по усвоению лексического материала. Одним из них является составление коллажа. Данная форма самостоятельной работы над лексикой представляется эффективной и интересной, так как когда старшеклассникам дается возможность самостоятельно раскрыть и представить ту или иную реалию (проблему) путем коллажирования, они выписывают именно те опорные слова, которые они находят наиболее важными.
Традиционно эффективная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой предполагает использование теста. Тест позволяет работать одновременно с большим контингентом обучаемых.
Организация самостоятельной работы над иноязычной лексикой подразумевает проявление хороших методических способностей преподавателя иностранного языка. Если учитель владеет своим предметом, для него не составляет трудности организовать управляемую самостоятельную деятельность учащихся. Все, что вызывает неподдельный интерес, может быть использовано в качестве упражнений, например, ребусы, кроссворды, загадки, письма, инсценировки, неоконченные стихи, «шифровки», синонимы-антонимы, «лишнее слово», ассоциации, «дневник героя», задания на словообразование, создание гороскопов, написание рецептов, задания с пословицами и фразеологическими оборотами и, наконец, создание проекта.
Еще одной из наиболее результативных и интересных форм самостоятельной работы является проект. Учащиеся Лицея принимают активное участие в научной проектной деятельности. Например, в 2007-2008 учебном году на конкурс «Откроем свою малую родину миру», проводимый кафедрой филологического образования КИПК и ПРО, ученицей 11 класса Лицея № 9 г. Слободского был представлен проект на немецком языке «Городок раскрывает свои тайны». Данная работа предполагала проектирование экскурсии по городу Слободскому для немецкоговорящих туристов. Помимо маршрута работа включила в себя стихотворение на немецком языке и его литературный перевод, а также видеоролик, посвященный достопримечательностям города. Выбор темы неслучаен, так как город Слободской – это город с богатой историей, неповторимой архитектурой и прекрасными людьми. Ведущие предприятия города уже давно наладили торговые отношения с предпринимателями из Германии, Австрии, Швейцарии. В свою очередь немецкие предприниматели, наслышанные не только о развивающейся лесной промышленности г. Слободского, но и о его многовековой истории, заинтересованы в том, чтобы посетить этот красивый город, побродить по старинным улицам, полюбоваться древними храмами. Поэтому появилась необходимость в доступной информации об истории, архитектуре, культурных традициях г. Слободского на немецком языке. Данная самостоятельная работа способствовала не только формированию иноязычных лексических навыков, но и повысила интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Подводя итог, отметим, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Человек может знать большое количество грамматических правил и конструкций, но без знания слов не возможен процесс языкового взаимопонимания. Правильная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания, сократив при этом трату урочного времени на уточнение значений слов и отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях.
Вышесказанное относится к изучению иностранного языка в средней школе, в особенности к тем его аспектам, которые являются наиболее сложными для усвоения. К их числу относится и лексический материал. Работа над ним, как правило, связана с целым рядом разъяснений, направленных на то, чтобы предупредить ошибки лексико-семантического характера. Нередко приходится видеть, как учитель вынужден значительную часть времени на уроке тратить на уточнение какого-либо значения слова, на отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях. На употребление же слов в речи времени практически не остается.
Одним из путей устранения выявленных недостатков является совершенствование подачи и отработки лексического материала, организация управляемой самостоятельной деятельности учащихся, при учете их индивидуално-психологических особенностей.
Решая данную проблему, необходимо выявить, что может входить в содержание индивидуальной самостоятельной работы над лексикой на завершающей стадии обучения и какие задания учитель может предложить учащимся.
Существуют различные методические способы организации самостоятельной работы по усвоению лексического материала. Одним из них является составление коллажа. Данная форма самостоятельной работы над лексикой представляется эффективной и интересной, так как когда старшеклассникам дается возможность самостоятельно раскрыть и представить ту или иную реалию (проблему) путем коллажирования, они выписывают именно те опорные слова, которые они находят наиболее важными.
Традиционно эффективная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой предполагает использование теста. Тест позволяет работать одновременно с большим контингентом обучаемых.
Организация самостоятельной работы над иноязычной лексикой подразумевает проявление хороших методических способностей преподавателя иностранного языка. Если учитель владеет своим предметом, для него не составляет трудности организовать управляемую самостоятельную деятельность учащихся. Все, что вызывает неподдельный интерес, может быть использовано в качестве упражнений, например, ребусы, кроссворды, загадки, письма, инсценировки, неоконченные стихи, «шифровки», синонимы-антонимы, «лишнее слово», ассоциации, «дневник героя», задания на словообразование, создание гороскопов, написание рецептов, задания с пословицами и фразеологическими оборотами и, наконец, создание проекта.
Еще одной из наиболее результативных и интересных форм самостоятельной работы является проект. Учащиеся Лицея принимают активное участие в научной проектной деятельности. Например, в 2007-2008 учебном году на конкурс «Откроем свою малую родину миру», проводимый кафедрой филологического образования КИПК и ПРО, ученицей 11 класса Лицея № 9 г. Слободского был представлен проект на немецком языке «Городок раскрывает свои тайны». Данная работа предполагала проектирование экскурсии по городу Слободскому для немецкоговорящих туристов. Помимо маршрута работа включила в себя стихотворение на немецком языке и его литературный перевод, а также видеоролик, посвященный достопримечательностям города. Выбор темы неслучаен, так как город Слободской – это город с богатой историей, неповторимой архитектурой и прекрасными людьми. Ведущие предприятия города уже давно наладили торговые отношения с предпринимателями из Германии, Австрии, Швейцарии. В свою очередь немецкие предприниматели, наслышанные не только о развивающейся лесной промышленности г. Слободского, но и о его многовековой истории, заинтересованы в том, чтобы посетить этот красивый город, побродить по старинным улицам, полюбоваться древними храмами. Поэтому появилась необходимость в доступной информации об истории, архитектуре, культурных традициях г. Слободского на немецком языке. Данная самостоятельная работа способствовала не только формированию иноязычных лексических навыков, но и повысила интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Подводя итог, отметим, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Человек может знать большое количество грамматических правил и конструкций, но без знания слов не возможен процесс языкового взаимопонимания. Правильная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания, сократив при этом трату урочного времени на уточнение значений слов и отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях.
Быкова Е.А., учитель немецкого языка
МОУ Лицея № 9 г. Слободского
Формирование коммуникативной компетенции в контексте поликультурного образования личности
Сегодня в образовании происходят серьёзные изменения, в частности, в подходах к обучению. Проблема воспитания толерантной личности, готовой к жизни в открытом обществе, к уважительному диалогу культур, становится весьма актуальной, вследствие чего мы говорим о необходимости поликультурного образования как одной из главных составляющих современного образования.
Диалог культур (межкультурная коммуникация) невозможен без знания иностранного языка. Обучение языку, основанное на ознакомлении с культурными и социальными ценностями, служит главным средством взаимопонимания между народами.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает, прежде всего, практическое овладение иностранным языком, приобщение к мировой культуре. Однако отсутствует комплексный педагогический подход, направленный на системное развитие коммуникативных навыков. Об этом свидетельствуют трудности, которые испытывают школьники при построении высказываний, при налаживании конструктивного диалога.
В лицее №9 г. Слободского создана эффективная организационная методическая система формирования и развития коммуникационных навыков учащихся. Данная система предполагает:
1) углубленное изучение отдельных тем предметного содержания речи, особенно актуальных для эффективного осуществления диалога (полилога) культур;
2) насыщенную лексическую наполняемость тем, имеющую опережающий характер (при изучении отдельных тем в 6-м классе может включаться материал 8-11 классов). При этом для освоения отбирается современный языковой материал, практически необходимый для межкультурной коммуникации, в том числе интернациональная лексика;
3) творческие формы предъявления и отработки лексического материала, моделирующие реальные ситуации повседневного общения;
4) максимальное насыщение урока так называемой «живой речью». Мы имеем в виду спонтанную, неподготовленную речь учащихся, удельный вес которой на традиционном уроке иностранного языка становится недостаточным. В реальных ситуациях общения учащиеся могут воспользоваться ранее маркерами дискурса, однако подготовленные диалоги по функциональным и содержательным опорам не способны адаптировать учащихся к непосредственному общению с носителями того или иного языка;
5) обращение особого внимания на лингвострановедческий материал, который не всегда присутствует в достаточном объёме в современных учебно-методических комплектах;
6) систематическое включение в урок образных сравнений, пословиц, фразеологических оборотов, осуществление знакомства с традициями, нравами и обычаями других стран, что, на наш взгляд, является основой поликультурного образования учащихся;
7) использование нестандартных форм уроков;
8) организацию самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и взаимоконтроля, работы в группах и парах, в том числе сменного состава;
9) организацию проектной деятельности учащихся. Так, в 2008 г. Наш проект «Откроем свою малую родину» занял 1 место в одноименном областном конкурсе проектов на немецком языке, организованном кафедрой филологического образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как мы знаем, поликультурное образование предусматривает не только освоение лингвострановедческих знаний учащихся, но и формирование навыков представления адекватного социокультурного портрета России и малой родины. Проект включает в себя стихотворение о Слободском и презентацию туристского маршрута, знакомящего на немецком языке с историей, культурными достопримечательностями, промышленностью города;
10) внеклассную работу по предмету, направленную на усвоение как языкового, так и информативного материала, на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся. Для этого организуются различные конкурсы, спектакли.
Например, спектакль «Мы учим немецкий! Мы говорим по-немецки! Мы поём по-немецки! Мы шутим по-немецки!» занял 1 место в областном конкурсе внеклассных мероприятий «Поликультурное образование и патриотическое воспитание учащихся средствами предмета «Иностранный язык» в 2010 году».
Конкурс также был организован кафедрой филологического образования Кировского ИПК и ПРО. В ходе мероприятия учащиеся в непосредственной шутливой манере рассказали о жизни в лицее, а также представили проект «Пути сотрудничества Германии и Кировской области», что особенно актуально после проведенных недавно «Дней Германии в Кировской области».
Таким образом, мы представили некоторые проблемы организации поликультурного образования на современных уроках немецкого языка. Образовательные достижения наших учащихся, описанные в данной статье, наглядным образом свидетельствуют об эффективности методической системы лицея.
В лицее №9 г. Слободского создана эффективная организационная методическая система формирования и развития коммуникационных навыков учащихся. Данная система предполагает:
1) углубленное изучение отдельных тем предметного содержания речи, особенно актуальных для эффективного осуществления диалога (полилога) культур;
2) насыщенную лексическую наполняемость тем, имеющую опережающий характер (при изучении отдельных тем в 6-м классе может включаться материал 8-11 классов). При этом для освоения отбирается современный языковой материал, практически необходимый для межкультурной коммуникации, в том числе интернациональная лексика;
3) творческие формы предъявления и отработки лексического материала, моделирующие реальные ситуации повседневного общения;
4) максимальное насыщение урока так называемой «живой речью». Мы имеем в виду спонтанную, неподготовленную речь учащихся, удельный вес которой на традиционном уроке иностранного языка становится недостаточным. В реальных ситуациях общения учащиеся могут воспользоваться ранее маркерами дискурса, однако подготовленные диалоги по функциональным и содержательным опорам не способны адаптировать учащихся к непосредственному общению с носителями того или иного языка;
5) обращение особого внимания на лингвострановедческий материал, который не всегда присутствует в достаточном объёме в современных учебно-методических комплектах;
6) систематическое включение в урок образных сравнений, пословиц, фразеологических оборотов, осуществление знакомства с традициями, нравами и обычаями других стран, что, на наш взгляд, является основой поликультурного образования учащихся;
7) использование нестандартных форм уроков;
8) организацию самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и взаимоконтроля, работы в группах и парах, в том числе сменного состава;
9) организацию проектной деятельности учащихся. Так, в 2008 г. Наш проект «Откроем свою малую родину» занял 1 место в одноименном областном конкурсе проектов на немецком языке, организованном кафедрой филологического образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как мы знаем, поликультурное образование предусматривает не только освоение лингвострановедческих знаний учащихся, но и формирование навыков представления адекватного социокультурного портрета России и малой родины. Проект включает в себя стихотворение о Слободском и презентацию туристского маршрута, знакомящего на немецком языке с историей, культурными достопримечательностями, промышленностью города;
10) внеклассную работу по предмету, направленную на усвоение как языкового, так и информативного материала, на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся. Для этого организуются различные конкурсы, спектакли.
Например, спектакль «Мы учим немецкий! Мы говорим по-немецки! Мы поём по-немецки! Мы шутим по-немецки!» занял 1 место в областном конкурсе внеклассных мероприятий «Поликультурное образование и патриотическое воспитание учащихся средствами предмета «Иностранный язык» в 2010 году».
Конкурс также был организован кафедрой филологического образования Кировского ИПК и ПРО. В ходе мероприятия учащиеся в непосредственной шутливой манере рассказали о жизни в лицее, а также представили проект «Пути сотрудничества Германии и Кировской области», что особенно актуально после проведенных недавно «Дней Германии в Кировской области».
Таким образом, мы представили некоторые проблемы организации поликультурного образования на современных уроках немецкого языка. Образовательные достижения наших учащихся, описанные в данной статье, наглядным образом свидетельствуют об эффективности методической системы лицея.
Быкова Е. А., учитель немецкого языка.
Журнал «Образование в Кировской области» №1 -2011г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий