среда, 1 февраля 2012 г.


Способы организации индивидуальной самостоятельной работы старшеклассников над иноязычной лексикой
 
Выступление с  международной научно-практической конференции 14-16 октября 2008 г. в г. Москве.

В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обучения иностранному языку на начальной ступени, где закладываются основы речевых умений и навыков на весьма ограниченном материале. Иначе обстоит дело с преподаванием иностранного языка на старшей ступени обучения. Трудностей в работе со старшеклассниками много. Одна из таких трудностей – повышение эффективности обучения в школе, во многом зависящее от решения проблемы развития активности и самостоятельности обучающихся. Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, заключается в том, чтобы дать ученикам глубокие  и прочные знания основ наук, пробудить и воспитать у них стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, развить умения самостоятельно пополнять их и применять на практике, так как именно в самостоятельной работе над материалом проявляется высокая степень интеллектуальной активности личности.
Вышесказанное относится к изучению иностранного языка в средней школе, в особенности к тем его аспектам, которые являются наиболее сложными для усвоения. К их числу относится и лексический материал. Работа над ним, как правило, связана с целым рядом разъяснений, направленных на то, чтобы предупредить ошибки лексико-семантического характера. Нередко приходится видеть, как учитель вынужден значительную часть времени на уроке тратить на уточнение какого-либо значения слова, на отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях. На употребление же слов в речи времени практически не остается.
Одним из путей устранения выявленных недостатков является совершенствование подачи и отработки лексического материала, организация управляемой самостоятельной деятельности учащихся, при  учете их индивидуално-психологических особенностей.
Решая данную проблему, необходимо выявить, что может входить в содержание индивидуальной самостоятельной работы над лексикой на завершающей стадии обучения и какие задания учитель может предложить учащимся.
Существуют различные методические способы организации самостоятельной работы по усвоению лексического материала. Одним из них является составление коллажа. Данная форма самостоятельной работы над лексикой представляется эффективной и интересной, так как когда старшеклассникам дается возможность самостоятельно раскрыть  и представить ту или иную реалию (проблему) путем коллажирования, они выписывают именно те опорные слова, которые они находят наиболее важными.
Традиционно эффективная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой предполагает использование теста. Тест позволяет работать одновременно с большим контингентом обучаемых.
Организация самостоятельной работы над иноязычной лексикой подразумевает проявление хороших методических способностей преподавателя иностранного языка. Если учитель владеет своим предметом, для него не составляет трудности организовать управляемую самостоятельную деятельность учащихся. Все, что вызывает неподдельный интерес, может быть использовано в качестве упражнений, например, ребусы, кроссворды, загадки, письма, инсценировки, неоконченные стихи, «шифровки», синонимы-антонимы, «лишнее слово», ассоциации, «дневник героя», задания на словообразование, создание гороскопов, написание рецептов, задания с пословицами и фразеологическими оборотами и, наконец, создание проекта.
Еще одной из наиболее результативных и интересных форм самостоятельной работы является проект. Учащиеся Лицея принимают активное участие  в научной проектной деятельности. Например, в 2007-2008 учебном году на конкурс «Откроем свою малую родину миру», проводимый кафедрой филологического образования КИПК и ПРО, ученицей 11 класса Лицея № 9 г. Слободского был представлен проект на немецком языке «Городок раскрывает свои тайны». Данная работа предполагала проектирование экскурсии по городу Слободскому для немецкоговорящих туристов. Помимо маршрута работа включила в себя стихотворение на немецком языке и его литературный перевод, а также видеоролик, посвященный достопримечательностям города. Выбор темы неслучаен, так как город Слободской – это город с богатой историей, неповторимой архитектурой и прекрасными людьми. Ведущие предприятия города уже давно наладили торговые отношения с предпринимателями из Германии, Австрии, Швейцарии. В свою очередь немецкие предприниматели, наслышанные  не только о развивающейся лесной промышленности г. Слободского, но и о его многовековой истории, заинтересованы в том, чтобы посетить этот красивый город, побродить по старинным улицам, полюбоваться древними храмами. Поэтому появилась необходимость в доступной информации об истории, архитектуре, культурных традициях г. Слободского на немецком языке. Данная самостоятельная работа способствовала не только формированию иноязычных лексических навыков, но и повысила интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Подводя итог, отметим, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Человек может знать большое количество грамматических правил и конструкций, но без знания слов не возможен процесс языкового взаимопонимания. Правильная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания, сократив при этом трату урочного времени на уточнение значений слов и отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях.  

                           Быкова Е.А., учитель немецкого языка МОУ Лицея № 9 г. Слободского

Комментариев нет:

Отправить комментарий