среда, 1 февраля 2012 г.

Формирование коммуникативной компетенции в контексте поликультурного образования личности

Сегодня в образовании происходят серьёзные изменения, в частности, в подходах к обучению. Проблема воспитания толерантной личности, готовой к жизни в открытом обществе, к уважительному диалогу культур, становится весьма актуальной, вследствие чего мы говорим о необходимости поликультурного образования как одной из главных составляющих современного образования.
Диалог культур (межкультурная коммуникация) невозможен без знания иностранного языка. Обучение языку, основанное на ознакомлении с культурными и социальными ценностями, служит главным средством взаимопонимания между народами.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает, прежде всего, практическое овладение иностранным языком, приобщение к мировой культуре. Однако отсутствует комплексный педагогический подход, направленный на системное развитие коммуникативных навыков. Об этом свидетельствуют трудности, которые испытывают школьники при построении высказываний, при налаживании конструктивного диалога.
В лицее №9 г. Слободского создана эффективная организационная методическая система формирования и развития коммуникационных навыков учащихся. Данная система предполагает:
1)   углубленное изучение отдельных тем предметного содержания речи, особенно актуальных для эффективного осуществления диалога (полилога) культур;
2)   насыщенную лексическую наполняемость тем, имеющую опережающий характер (при изучении отдельных тем в 6-м классе может включаться материал 8-11 классов). При этом для освоения отбирается современный языковой материал, практически необходимый для межкультурной коммуникации, в том числе интернациональная лексика;
3)   творческие формы предъявления и отработки лексического материала, моделирующие реальные ситуации повседневного общения;
4)   максимальное насыщение урока так называемой «живой речью». Мы имеем в виду спонтанную, неподготовленную речь учащихся, удельный вес которой на традиционном уроке иностранного языка становится недостаточным. В реальных ситуациях общения учащиеся могут воспользоваться ранее маркерами дискурса, однако подготовленные диалоги по функциональным и содержательным опорам не способны адаптировать учащихся к непосредственному общению с носителями того или иного языка;
5)   обращение особого внимания на лингвострановедческий материал, который не всегда присутствует в достаточном объёме в современных учебно-методических комплектах;
6)   систематическое включение в урок образных сравнений, пословиц, фразеологических оборотов, осуществление знакомства с традициями, нравами и обычаями других стран, что, на наш взгляд, является основой поликультурного  образования учащихся;
7)   использование нестандартных форм уроков;
8)   организацию самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и взаимоконтроля, работы в группах и парах, в том числе сменного состава;
9) организацию проектной деятельности учащихся. Так, в 2008 г. Наш проект «Откроем свою малую родину» занял 1 место в одноименном областном конкурсе проектов на немецком языке, организованном кафедрой филологического образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Как мы знаем, поликультурное образование предусматривает не только освоение лингвострановедческих знаний учащихся, но и формирование навыков представления адекватного социокультурного портрета России и малой родины. Проект включает в себя стихотворение о Слободском и презентацию туристского маршрута, знакомящего на немецком языке с историей, культурными достопримечательностями, промышленностью города;
10)  внеклассную работу по предмету, направленную на усвоение как языкового, так и информативного материала, на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся. Для этого организуются различные конкурсы, спектакли.
Например, спектакль «Мы учим немецкий! Мы говорим по-немецки! Мы поём по-немецки! Мы шутим по-немецки!» занял 1 место в областном конкурсе внеклассных мероприятий «Поликультурное образование и патриотическое воспитание учащихся средствами предмета «Иностранный язык» в 2010 году».
Конкурс также был организован кафедрой филологического образования Кировского ИПК и ПРО. В ходе мероприятия учащиеся в непосредственной шутливой манере рассказали о жизни в лицее, а также представили проект «Пути сотрудничества Германии и Кировской области», что особенно актуально после проведенных недавно «Дней Германии в Кировской области».
Таким образом, мы представили некоторые проблемы организации поликультурного образования на современных уроках немецкого языка. Образовательные достижения наших учащихся, описанные в данной статье, наглядным образом свидетельствуют об эффективности методической системы лицея.


Быкова Е. А., учитель немецкого языка. 
Журнал «Образование в Кировской области» №1 -2011г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий